11 сентября 2024 года
Республика Адыгея является одним из наиболее насыщенных по количеству объектов археологического наследия субъектов в Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Адыгеи и органов местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), археологические памятники, со дня обнаружения являются государственной собственностью и подлежат охране. Свободный оборот археологических артефактов, а также археологические разведки и раскопки без специального разрешения (открытого листа), выдаваемого Министерством культуры Российской Федерации запрещены и преследуется в соответствии с действующим законодательством.
Ответственность за нарушение законодательства в области охраны объектов археологического наследия
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за:
- нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны (ст. 7.13);
- организацию или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14);
- уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 7.14.1, применяется
только в отношении юридических лиц);
- ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (ст. 7.15);
- уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (ст. 7.33).
Размер административного штрафа составляет от одной тысячи пятисот рублей до двадцати миллионов рублей на граждан, должностных лиц и юридических лиц. Статья 7.15 КоАП РФ полностью направлена против действий «черных копателей» и предусматривает особую ответственность за использование при проведении незаконных археологических исследований специальных технических средств поиска (металлодетекторов), а также ответственность за произошедшее по неосторожности в ходе незаконных археологических исследований повреждение или уничтожение объекта археологического наследия. В качестве санкции за совершенное правонарушение помимо штрафов предусматривается конфискация незаконно добытых археологических предметов и инструментов и оборудования, использованных для незаконных разведок или раскопок.
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:
- должностные лица органов внутренних дел (полиции) – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13, 7.14, 7.14.1, 7.15, 7.33;
- должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.15, 7.33;
- должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и их государственную охрану – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13 - 7.15.
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за:
- уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия… или культурных ценностей (ст. 243);
- нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия (ст. 243.1);
- незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя (ст. 243.2);
- приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175);
- хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения (ст. 164).
Непосредственно против действий «черных копателей» направлены статьи 243.1 и 243.2 УК РФ. Уголовная ответственность может наступить в случае, если в ходе незаконных археологических полевых работ по неосторожности будет поврежден, либо уничтожен объект археологического наследия. Таким образом, объяснения «копателя» о том, что памятник археологии не был обозначен на местности, и он не знал, что осуществляет работы на территории памятника, становятся бессмысленными.
Правовые основания археологических полевых работ
В соответствии со статьей 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основе разрешения (открытого листа).
Разрешение (открытый лист) – документ, выдаваемый Министерством культуры Российской Федерации и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ:
- археологические разведки - проведение научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;
- археологические раскопки - проведение научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;
- археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
Указанной статьей предусмотрено, что физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее, чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).
Правилами выдачи открытых листов установлено, что открытый лист оформляется на бланке, изготовленном по единому образцу, подписывается Министром культуры Российской Федерации (его заместителем) и заверяется печатью Министерства культуры Российской Федерации. Открытый лист действителен в течение указанного в нем срока. Подлинность открытого листа можно проверить по списку их выдачи на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации.
При проведении археологических полевых работ держатель открытого листа обязан непосредственно руководить ими, присутствуя на месте ведения работ. Не допускается передача руководства археологическими полевыми работами другому лицу.
Основные внешние признаки отличий археологических полевых работ и грабительских раскопок на объектах археологии
Производство археологических полевых работ специалистами-археологами имеет ряд существенных и заметных отличий от грабительских работ, которые приведены в таблице:
27 сентября 2024 года
В целях дальнейшего развития безналичных расчетов, в том числе на организованных рынках, ярмарках, обеспечения жителей и гостей Республики Адыгея удобными и безопасными способами оплаты товаров и услуг, а также информирования покупателей о возможных способах оплаты в торгово - сервисной точке предлагаются различные варианты...
04 октября 2024 года
Напоминаем вам о необходимости своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг!..
19 февраля 2024 года
Записаться к нотариусу онлайн